Понедельник, 27.03.2017, 03:46

Форма входа
О КЛУБЕ
КЛУБНАЯ ЖИЗНЬ
СВОБОДНОЕ ОБЩЕНИЕ
...
Категории раздела
Статьи членов клуба [37]
ПОДДЕРЖИ ПРОЕКТ!
SMS.копилка
Главная » Статьи » ПУБЛИКАЦИИ ЧЛЕНОВ КЛУБА » Статьи членов клуба

"Моторная" жизнь инженера Муравченко. Памяти Конструктора.

Федор Михайлович Муравченко (18 марта 1929 – 8 февраля 2010) – выдающийся ученый и конструктор в области авиационного двигателестроения, Лауреат Государственной премии СССР (1984), доктор технических наук (1991), Лауреат Государственной премии Украины (1994), член-корреспондент НАН Украины (2003), Заслуженный деятель науки и техники Украины (2003). Награжден многими государственными и общественными наградами, в том числе орденами СССР - "Трудового Красного знамени" (1971), "Октябрьской революции" (1981); наградами государства Украина - "За заслуги" III ст. (1994), "За заслуги" II ст. (1999), "Герой Украины" (с вручением "Ордена Державы", 2002), Звание "Почетный гражданин города Запорожья (2004), Орден "За заслуги" І ст. (2005). В 2004 г. награжден российским Орденом Дружбы, в 2005 г. ему присвоено звание "Заслуженный инженер Республики Бурятия", а в 2009 г. за большой вклад в развитие российско -украинского научно-технического сотрудничества Президент России наградил Ф.М.Муравченко Орденом Почета.
 
 Вы когда -нибудь слышали, как работает авиационный двигатель? Свист переходит в деловитый гул, и потом мощная звуковая струя заявляет – в моторе все в порядке, он работает. Жизнь Федора Михайловича Муравченко напоминала авиадвигатель. "Пламенный мотор", который, как в песне, был у него вместо сердца, стал частью тех моторов и двигателей, которые ему удалось сделать и запустить.
 
Для авиаконструктора самолет, что птенец, которого надо научить летать, а для конструктора авиадвигателей эта задача еще важнее. Вот таких "птенцов" и выпускали в большой полет разум, воля и талант Федора Муравченко.
 
На его детство выпало испытание голодом, войной, оккупацией. Простой крестьянский сын из Новороссии, по его личному признанию, "заразился авиацией" именно в годы Великой Отечественной, наблюдая за "войной моторов" двух сверхдержав.
 
Совершенно логично Муравченко очутился в Днепропетровской спецшколе ВВС, хотя проучился в ней недолго - победившей стране теперь были нужны не военлёты, а "технари" Так будущий конструктор оказался в Харьковском авиационном институте, который закончил в 1954 году с красным дипломом.
 
Произошло любопытное совпадение – родившийся 18 марта 1929 г. в селе Запорожье на Днепропетровщине, инженер- авиамоторостроитель прибыл по распределению в город Запорожье, с которым и связал всю свою последующую жизнь.
 
Корпорация "НПО "А.Ивченко"", которой Муравченко руководил с 2007 г., Государственное предприятие "Запорожское машиностроительное конструкторское бюро "Ивченко-Прогресс", возглавляемое Федором Михайловичем с 1989 г., в годы, когда он начинал здесь свою трудовую деятельность, называлось ОКБ N 478 ("Прогресс") и возглавлялось Александром Ивченко.
 
Наступала новая эра отечественной авиации - эра газотурбинных двигателей. Страна нуждалась в новом и совершенном. Коллективный поиск, личные качества, прагматизм, способность к импровизации и невероятный патриотизм дали желаемый результат – новый газотурбинный двигатель АИ 20 в конкурентной борьбе с другими разработчиками силовых установок стал победителем.
 
Федор Михайлович верно предугадал перспективность нового газотурбинного двигателя и через настоящие тернии технических неудач и бюрократических проволочек смог разработать первый в СССР турбореактивный двигатель Д-36. Создание самолета Як 42 с этим двигателем стало важнейшей вехой в истории отечественного авиадвигателестроения.
 
Энергия мысли и темпы развития экономики побуждали конструктора к новым свершениям. Он работал на результат, и результаты были: в 1978 году не имеющий аналогов по мощности и экономичности двигатель Д-136 впервые поднял в небо самый большой в мире вертолет Ми 26, а в 1982 году совершил первый полет укомплектованный двигателями Д-18Т самолет Ан 124 "Руслан", ставший самым востребованным в транспортной авиации.
 
Муравченко лично формулировал концепции и разрабатывал научно- технические решения, определяя пути, методы и средства при проектировании и доводке высокоэффективных авиационных двигателей, их узлов и систем. Он стал автором более 180 научных трудов и публикаций, на его счету 42 авторских свидетельства на изобретения. В его арсенале создание силовых установок, не имеющих аналогов на родине, а в ряде случаев - и в мировой практике. Под его руководством и непосредственном участии созданы авиационные двигатели, которые "трудятся" и на давно эксплуатируемых Як 42, Ан 72, Ан 74, Ан 225 "Мрия", Ан 140, Ту 334, Бе 200, Як 130, Ан 74ТК 300, Ан 148, и на новых самолетах - Ан 70, Ту 324, Ан 124-100, EV-55, L-15, L-39М, и на вертолетах - Ми 2М, Ка 226, "Ангел".
 
Мураченко понимал, что созданные им двигатели не всегда смогут носить крылатые машины в воздухе, а значит, они должны получить новую, "наземную жизнь". И он разработал систему использования авиадвигателей в качестве газотурбинных приводов индустриального назначения - в энергетике, перекачке газа и нефти, пожаротушении, которые работают сегодня на всем постсоветском пространстве.
 
Федора Михайловича можно смело называть "мистер надежность", он был надежен во всем, как и его двигатели. Талант Муравченко проявлялся не только в его двигателях - он был уникальным руководителем, безупречным партнером в области промышленной кооперации, хорошо рисовал... Даже как-то неестественно говорить о нем "был". Муравченко есть, он был и останется навсегда в самолетах и идеях, в его картинах и стихах, в памяти соотечественников. Он войдет в "золотой фонд" русского народа как один из самых достойных его представителей.
 
***
 
Мне довелось лично встретиться с Федором Михайловичем только один раз – 10 марта 2006 г. в Запорожье, во время круглого стола по проблемам функционирования на Украине русского языка. Круглый стол был организован при поддержке другого знаменитого мэтра отечественного авиадвигателестроения – Вячеслава Александровича Богуслаева. И тогда, слушая выступление Федора Михайловича, а затем и в краткой беседе с ним, я понял, что недаром этих людей – Муравченко и Богуслаева – так много связывает. Ведь истинный творец, созидатель не может быть сторонником мелких местечковых идей, узких взглядов, служить дезинтеграционным политическим движениям. У них – от природы, от Бога творцов - и задачи схожие, и мировоззрение не рядовое, фундаментальное, надежное, на них, что называется, "Мир держится".
 
Тогда я попросил Федора Михайловича в ближайшем будущем дать интервью для "Русской Правды", он согласился. Но, как часто бывает, повседневные дела отвлекли, хотя надежда на это интервью оставалась: планировалось, что будет еще не одна возможность встретиться в Запорожье, где усилиями В.М.Богуслаева проводится много различных мероприятий общественного значения. А вот теперь Федора Михайловича уже нет рядом. Известие о его кончине болью отдалось в сердце вспоминанием о том несостоявшемся интервью, показало, что каждый случай, который жизнь дает нам, сближая с такими людьми, как Ф.М.Муравченко, может оказаться уникальным и единственным. Федор Михайлович был одним из тех, кто, несмотря на огромную загруженность, на многочисленные заботы руководителя предприятия, не был безразличен и к гуманитарным проблемам нашего общества. И позиция его была близка нам. И в такие минуты еще и еще раз осознаешь, что ценность для нас каждого такого человека безгранична, а потеря – невосполнима.
 
***
 
В его рабочем кабинете находилось множество фигурок Дон Кихота. Великий конструктор как бы сравнивал себя с идальго. Только тот посвятил жизнь борьбе за идею, которая для многих как бы и не существовала, а Муравченко знал, что его жизнь и его талант принадлежат Родине и народу, преданным сыном которых он оставался до своей последней земной минуты...
 
О.К.Антонов, П.В.Балабуев (генконструктор АНТК им. О.К.Антонова с 1984 по 2005 гг., умерший в 2007 г., затравленным украинской властью), Ф.М.Муравченко – люди особенные. Они мыслили и действовали по-государственному, они умели служить народу, они думали о величии Отечества, о мировом уровне нашей авиации, а значит – о том, чтобы самолеты были самыми лучшими, чтобы летали они на лучших двигателях. Такие люди – не ровня всяким "бандерам". Именно они - настоящие герои Родины, настоящие герои и современной Украины, они представляют ее истинное лицо, а не "мазепы", "петлюры", "бандеры" и им подобные. И мы должны и будем об этом помнить всегда, как должны не забывать о Федоре Михайловиче Муравченко – одном из тех, кто покорил для нас небо.

Сергей ПРОВАТОРОВ (Украина)

Категория: Статьи членов клуба | Добавил: sveta (12.02.2010)
Просмотров: 1151 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ваш статус
Гости
Переводчик
QR-код сайта
Google+
Google+
Грант Президента

ГРАНТ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ

С Днем рождения!
Geo190(18)
Наша олимпиада
Новости Олимпиады
Новости авиации
Поиск

Клуб авиастроителей © 2017