Воскресенье, 04.12.2016, 23:19

Форма входа
О КЛУБЕ
КЛУБНАЯ ЖИЗНЬ
СВОБОДНОЕ ОБЩЕНИЕ
...
Категории раздела
Статьи членов клуба [35]
ПОДДЕРЖИ ПРОЕКТ!
SMS.копилка
Главная » Статьи » ПУБЛИКАЦИИ ЧЛЕНОВ КЛУБА » Статьи членов клуба

Откуда ждать нам инноваций, и какая в них нужда?
Откуда ждать нам инноваций, и какая в них нужда?

Формирование новых экономических условий в России, которые ныне являются процессом неизбежным и необратимым, не обошло стороной и людей творческих. Сего-дня, на удалении прошедших лет и событий, известно множество успешных предприни-мателей, бизнесменов, основы творческого начала которых были заложены при увлечении техническим творчеством еще в детстве и юности. Широчайший кругозор, жажда знаний, порядочность и смекалка позволяют им правильно ориентироваться в волнах рыночной стихии. Именно таких людей и их воспитанников, в большинстве своем, мы видим в качестве участников Международных бизнес - форумов, салонов, венчурных ярмарок, выставок инноваций, научно-технических конференций и конкурсов; в числе учредителей и руководителей разнообразных форм предприятий в научно-технической сфере, владеющих патентами разных стран мира. Однако специалистов такого уровня у нас в стране всё еще хронически не хватает.
Резервом для подготовки вышеназванной категории специалистов, как и достойной смены изобретателей, рационализаторов, ученых, инженеров, высококвалифицированных рабочих и служащих, должны были стать выпускники и учащиеся внешкольных учебных заведений (ныне учреждений дополнительного образования) - станций юных техников, клубов юных техников, центров научно - технического творчества, в которых ребята добровольно и с интересом обучались. Но, «лихие 90е» заставили местные органы власти весьма прохладно отнестись к передаваемым на их баланс учреждениям научно-технической ориентации. Финансирование заводских клубов юных техников, центров научно-технического творчества и т.п., активно сокращалось в связи с непосильной нагрузкой на бюджет. Многие из них были полностью ликвидированы. Таким образом, ожидаемая подготовка функционально-грамотного резерва не состоялась…
Престиж научно-технических профессий, востребованность мастерства высококва-лифицированных специалистов с большим стажем работы, резко упали. А перекос в оп-лате труда работников наукоёмких отраслей промышленности не мог не повлиять на про-фессиональный выбор наших молодых людей. Они, в большинстве своем, не горят жела-нием посвятить свой активный период трудовой жизни работе в технически сложных и малооплачиваемых отраслях. И, в итоге, некоторые научно-технические структуры и да-же целые отрасли, оказались в условиях нахождения их кадровой безопасности у критической черты.
Вот как оценил состояние одной из наших отраслей промышленности Президент, председатель Совета директоров швейцарской компании Intracom General Machinery S.A., профессор, доктор Николай Шмидт: «Конструкторская разработка в России значительно дешевле, чем за границей. Например, за проведение аэродинамических или статических испытаний в Швейцарии, Германии или Америке мне пришлось бы выложить сумму в два-три раза большую, то же самое касается проектных работ…
В России дешёвая квалифицированная рабочая сила, дешёвые энергоносители и т.д., выпускай конкурентоспособный на мировом рынке товар и будь счастлив. Но не все так просто. Авиационные заводы за последние 10 - 12 лет - потеряли до 75% специали-стов. Вернуть их к станку практически невозможно, а молодёжь приходится учить про-фессии три - пять лет, да и желающих постигать профессии авиационных специалистов не так много. Патриотизм, преемственность поколений, престиж и тому подобные понятия перестали существовать…».
«Я хорошо знал состояние авиационной промышленности в Советском Союзе, где существовали доступные для занятий, бесплатные авиамодельные кружки и авиационные институты, которые готовили прекрасных специалистов. Существовали традиции и кон-структорские Школы, прекрасно оборудованные КБ.
Но всё это в прошлом…».
«Посмотрите на российские КБ. На многих из них, там, где раньше создавали пер-воклассные летательные аппараты, гранят алмазы, шьют джинсы, изготавливают мебель или просто складывают товары, привезенные полулегальным образом из Турции или Ки-тая. А где же инженеры и конструкторы? Многие ушли в бизнес или работают на амери-канскую компанию «Боинг», занимаясь переводом старых чертежей в компьютерную версию. Те из инженеров и конструкторов, кто действительно талантлив и сильно выделился при рутинной работе копирования чертежей, увозятся для работы в головной офис компании «Боинг» или продаются какой-нибудь другой, нуждающейся в талантливых специалистах компании, например, из Кореи или другой страны.
Всё очень просто: кто платит, тот и заказывает музыку…»
Однако сегодня Российским наукоемким отраслям промышленности, к которым относится, прежде всего, авиационная промышленность, в условиях становления и разви-тия новых интегрированных структур, призванных запустить современные производст-венно- экономические механизмы, нужны молодые люди – специалисты, имеющие высо-кий уровень как теоретической, так и практической подготовки. Всё более актуальными становятся вопросы привлечения молодёжи к инновационной деятельности.
Инновация (нововведение) - охраноспособный результат твор-ческого труда, имеющий завершенный вид товара, готовый к пред-ставлению на рынок или потребительскому использованию, отли-чающийся лучшими характеристиками от аналогов или не имею-щий таковых, представляющий коммерческий или социальный ин-терес для потребителя и способный повышать его уровень жизни.
Именно такой результат творческого труда способствует условиям создания нового типа экономики – экономики, основанной на знаниях, передаваемых, как и в производственные секторы, так и в социальную сферу.
Одной из эффективных форм привлечения молодежи к изобретательской и инновационной деятельности, является хорошо известное Техническое Творчество школьников, переходящее в Научно-Техническое Творчество Молодежи (НТТМ). Правильно организованные занятия по техническому творчеству школьников позволяют развивать воображение, любознательность, трудолюбие, смекалку и интерес к конструкторской и изобретательской деятельности, созданию новых рукотворных объектов; активно влияют на формирование всесторонне-развитой личности. Это позволяет школьникам с течением времени осознать свою перспективу и дорогу в будущее, в мир науки и техники. Обучаясь в школе и занимаясь техническим творчеством, они одновременно получают свою профессиональную ориентацию. В процессе многолетнего обучения в кружках технического творчества, например, авиационного моделирования, школьник не только умеет репродуктивно строить и запускать летающие модели самолетов, разработанные до него другими, но и стремится сам проектировать летающие модели собственной конструкции и нередко его технические решения соответствуют уровню изобретений. При успешном решении этих непростых задач он также приобретает знания и практические навыки в следующих дисциплинах и их разделах, имеющих много общего с дисциплинами, изучаемыми в авиационных ВУЗах:
• Основные понятия аэродинамики;
• Определение габаритно-массовых параметров модели;
• Аэродинамический расчет модели;
• Расчет основных лётно-технических характеристик;
• Расчет характеристик балансировки, устойчивости и управляемости;
• Расчет на прочность основных агрегатов и узлов модели;
• Проектирование системы управления модели;
• Подбор и компоновка бортового оборудования;
• Разработка рабочих чертежей конструкции модели и многое другое…
При разработке радиоуправляемой модели - копии самолета список таких дисцип-лин значительно возрастает.
Моделисту в процессе работы над летающей моделью приходится самостоятельно выбирать или разрабатывать технологический процесс ее изготовления в соответствии с особенностями летающих моделей разного назначения, подбирать наиболее подходящие материалы, позволяющие получать легкую, прочную и жесткую конструкцию. Моделисты очень хорошо разбираются в чертежах, владеют разнообразными приемами и навыками работы с материалами, умеют пользоваться соответствующим оборудованием, инструментом и приспособлениями. Такие ребята зачастую проводят доработки микродвигателей с целью повышения их мощности, ресурса, улучшения экономичности и т.д., они снимают внешние, дроссельные характеристики, замеряют тягу, моменты и составляют таррировочные графики. Серьёзное многолетнее увлечение ребят техническим творчеством, их приобретенные знания, умения и опыт, позволяют создавать микродвигатели собственной оригинальной конструкции, не имеющие аналогов, на основе малоизвестных принципов - а это уже изобретательский уровень, да ещё и позволяющий внедрять разработки своими руками. В своей работе моделисты успешно используют самые передовые достижения науки и техники. Они используют компьютерные технологии и их программно-математическое обеспечение, создают сами виртуальные способы пилотирования моделей, обработку результатов их испытаний. Имеются моделисты, самостоятельно работающие над созданием своих средств контроля, управления полетом, обеспечения условий безопасного пилотирования моделей.
Приведенные сведения могут быть объяснением тому, что новаторские подходы моделистов к работе на родственных предприятиях не всегда бывают поняты и не всегда сразу оцениваются положительно, а предложенные ими технические решения вызывают настороженность и сомнения, поскольку они ломают многолетний консерватизм и сло-жившиеся стереотипы в организации и проведении работ. Администрация предприятий не всегда занимает сторону молодых новаторов и зачастую старается такого «возмутителя спокойствия» поставить на «место», вместо того, чтобы, внимательно рассмотрев предло-жения моделиста, имеющие положительный эффект, обеспечить ему соответствующие условия для их реализации. В конечном счете, предложения таких новаторов внедряются, но с определенными моральными и материальными потерями для них. Соизмеряя свой творческий вклад с полученным денежным вознаграждением, на фоне результатов пас-сивно-спокойной работы коллег и получив «урок наказуемости инициативы», функцио-нально-грамотные молодые специалисты с опытом технического творчества очень легко расстаются с таким предприятием, понимая, что при своем уровне знаний, умений и на-выков они нигде не пропадут, а опыт – наработают. Это одна из основных причин ухода моделистов из родственных по профилю предприятий.
К сожалению, на наших предприятиях и в проектных организациях, не всегда пра-вильно бывает истолкована и адекватно воспринята творческая активность не только мо-лодых функционально-грамотных специалистов, но и людей зрелых, с большим опытом технического творчества и производственной деятельности.
Так, в одном из конструкторских подразделений предприятия, в процессе разработки системы управления створками сброса огнегасящей жидкости с борта самолета-амфибии в противопожарном варианте, рассматривалось несколько ее вариантов, каждый из которых имел свои достоинства и недостатки. Одному из участников проектирования системы, инженеру-конструктору I-й категории, имеющему 35-летний опыт технического творчества, пришла в голову мысль выполнить ее не такой, какой она была в рассмотренных вариантах, и он сразу же об этом сообщил своему руководителю. Руководитель не стал загружать себя рассмотрением этого предложения и сразу отверг его без технически обоснованных аргументов. Умозрительно представляя это техническое решение, инженер по вечерам, дома описал его и выполнил необходимые чертежи. Подкупала оригинальность решений и избавление от многих недостатков, присущих предыдущим вариантам. Очередная попытка инженера привлечь внимание своего руководителя и руководителей рангом выше к этому предложению, оформленному уже Заявкой на изобретение, получила в ответ яростную критику и письменную рекомендацию: «Заявку на изобретение «Система управления створками для сброса жидкости с летательного аппарата (варианты)» от предприятия в ФИПС не подавать и пошлину за подачу заявки на изобретение не оплачивать». Начальник отдела, который в то время представлял более молодую часть коллектива, как руководитель, подготовил так называемое «Заключение отд. 520», в котором, кроме технически необоснованной критики был сформулирован с издёвочкой пункт: «4. Предложение: Рабочее время, потраченное на сочинение заявки, вычесть из заработной платы автора…». И это при том, что заявка оформлялась дома! Позднее эта заявка на изобрете-ние была подана от имени автора в ФИПС, им же оплачены необходимые пошлины и был получен Патент РФ №2076828 от 25 июля 1994 г. Но Патент так и не внедрялся, несмотря на проблемы с ныне существующей системой управления створками для сброса жидкости с самолета-амфибии.
«Дремуче-безграмотный начальственный выпад» руководителя конструкторского отдела на проявление активности, инициативы и творчества опытного инженера-конструктора, явился ярким примером, демонстрирующим «урок наказуемости творче-ской инициативы», при этом не остался не замеченным молодыми специалистами.
Пробуждение интереса молодых людей к вопросам создания и охраны интеллекту-альной собственности предприятий, привлечение их к участию в научно-технических конференциях, конкурсах, выставках и иных важных мероприятиях, обеспечивающих рост их научно-технического уровня и кругозора, сталкиваются с большими трудностями ввиду скудного количества достойных примеров, стимулов и поощрений их деятельности, как и деятельности их наставников.
Так согласно ст.7 Федерального Закона РФ №5-ФЗ от 12.01.95 «О ветеранах», было установлено право на льготы для изобретателей при наличии двух и более изобретений. В Ростовской области эти льготы отменены.
Более того, в разрез со словами Президента Российской Федерации в обнадёжи-вающей статье «Россия, вперёд», о поощрении научно-технического творчества, всесто-ронней поддержке молодых изобретателей, был издан Указ от 7 сентября 2010г. №1099 о реформировании наградного Законодательства в части ликвидации почётного звания «Заслуженный изобретатель Российской Федерации» и «Заслуженный рационализотор Российской Федерации». Почётное звание выделяло изобретателей и рационализаторов, придавало им особый статус в обществе и являлось стимулом к созданию высокоэффективной интеллектуальной собственности.
В 2010 году из 155 тысяч изобретений созданных в различных странах мира, на до-лю Российских изобретателей таковых приходится только 500.
В современных рыночных условиях, всё более проявляется тенденция завоевания российского рынка иностранными фирмами и вытеснение оттуда наших незащищенных разработок. Российским изобретателям в ближайшем будущем придется прилагать огром-ные усилия для нахождения незаполненной ниши в авиастроении, как и в других областях техники, с целью патентования новых разработок. Эти ниши будут заняты иностранными фирмами, и даже на те наши разработки, которые не были в своё время запатентованы, в лучшем случае придется брать лицензии, а в худшем, будут судебные разбирательства, штрафы и т. д. Ведь исключительное право на использование патентов будет принадлежать зарубежным патентообладателям. Кстати, за нарушение исключительных прав третьих лиц наступает гражданско-правовая (ст.138, 139, 773 ГК РФ), административная (п.2 ст.7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях) или уголовная ответственность (ст. 146, 147 Уголовного Кодекса РФ).
Отсутствие позитивных перемен в изобретательской и инновационной деятельно-сти, научно-техническом творчестве молодежи, техническом творчестве школьников, мо-гут привести Россию к полной технологической зависимости от высокоразвитых стран.
Обеспечение кадровой безопасности наукоемких отраслей промышленности, по-вышение их конкурентоспособности, должно быть обеспечено формированием универ-сальной системы подготовки кадров основанной, в том числе, с использованием возмож-ностей раннего технического творчества школьников переходящего в научно-техническое творчество молодежи (НТТМ), с практическим изучением основ патентной грамотности. В дальнейшем, эти молодые люди могут быть охвачены научно-исследовательской, изобретательской, рационализаторской и инновационной деятельностью для будущего активного участия в формировании нового типа экономики, основанной на знаниях.
Научно-техническое творчество, инновационная деятельность, как «универсальный инструмент в умелых руках» молодой смены, способны решать актуальные проблемы фундаментального и прикладного характера, как в авиационной промышленности, так и в других наукоёмких отраслях промышленности на высоком конкурентоспособном уровне.

Председатель Координационного Совета
Благотворительного общества научно-
технического творчества и экологии
«Ювенал» г. Таганрога,
член Клуба авиастроителей Ю.С.Воронков
E-mail: yuven@mail.ru
Моб. Тел. 8 908 174 62 81

Категория: Статьи членов клуба | Добавил: юрий (15.03.2011) | Автор: Воронков Юрий Сергеевич E
Просмотров: 1338 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ваш статус
Гости
Переводчик
QR-код сайта
Google+
Google+
Грант Президента

ГРАНТ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ

С Днем рождения!
Наша олимпиада
Новости Олимпиады
Новости авиации
Поиск

Клуб авиастроителей © 2016