Воскресенье, 04.12.2016, 23:21

Форма входа
О КЛУБЕ
КЛУБНАЯ ЖИЗНЬ
СВОБОДНОЕ ОБЩЕНИЕ
...
Категории раздела
Новости клуба [239]
В этом разделе публикуются новости о Клубе авиастроителей
ПОДДЕРЖИ ПРОЕКТ!
SMS.копилка
Главная » 2006 » Февраль » 19 » ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОГО ЛИЦЕЯ № 1550
11:35
ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОГО ЛИЦЕЯ № 1550

Организационное консультирование в сфере образования - новое перспективное направление психолого-педагогической науки

В лаборатории экспертизы и проектирования образовательных систем Центра экспериментальной психодидактики Российской академии образования успешно разрабатываются методики консультирования образовательных организаций. В ряде московских школ в рамках городского сетевого проекта "Развитие школьных образовательных систем" прошли апробацию технологии экспертного сопровождения инновационного развития. В 2005 году началось сотрудничество лаборатории с педагогическим коллективом московского лицея № 1550.

Сотрудничество консультантов с преподавательским коллективом началось с обсуждения организационных перспектив лицея на педагогическом совете, а затем проведения 3-х дневного выездного семинара-тренинга. Главной целью тренинга было формирование творческой команды руководителей и педагогов-единомышленников, способных проектировать, инициировать и возглавлять процесс системных преобразований. В ходе занятий была проанализирована образовательная политика лицея, сформулированы стратегические организационные цели, сформирован "образ желаемого будущего". По отзывам участников тренинга у них появилось устойчивое стремление преобразовывать развивающую среду лицея, совершенствовать учебно-воспитательный процесс, вовлекать своих коллег в инновационную деятельность.

Центральным пунктом экспертной работы в лицее стало определение его образовательной и организационной моделей. В теории выделяется по 5 таких моделей: каждой образовательной модели соответствует своя организационная модель. Три образовательных модели ("отборочно-поточная", "постановочная" , "смешанных способностей") и соответствующие им 3 организационных модели ("сегментная", "линейная", "коллегиальная") направлены на решение проблем обучения. Однако они плохо приспособлены для решения воспитательных вопросов, личностного развития учащихся.

На интеграцию учебного и воспитательного процессов в образовательном учреждении направлены "интегративная" образовательная и, соответствующая ей, "матричная" организационная модели. В 5-й паре моделей - "инновационной" образовательной и "модульной" организационной - наиболее полно реализуется гражданское воспитание, подготовка учащихся к активной социальной жизни.

Любая школа (лицей, гимназия) представляет собой уникальную конфигурацию, включающую элементы данных моделей в том или ином процентном соотношении. Экспертный анализ "школьной реальности” позволяет установить это соотношение и сделать выводы, насколько данная образовательно-организационная система адекватна провозглашаемым образовательным целям, а также насколько согласованы между собой различные элементы этой системы.

Экспертные данные свидетельствуют о том, что образовательная система лицея №1550 преимущественно ориентирована на модель "смешанных способностей" (3-ю) - 43% признаков, а также в значительной степени на "интегративную" (4-ю) модель - 25%. В то же время, организационная (управленческая) система в большей степени функционирует в логике "линейной" (2-й) модели - 48% и в значительной степени в логике "коллегиальной" (3-й) модели - 24%. При этом, образовательной миссии лицея, связанной со всесторонней подготовкой выпускников, развитием их творческих способностей, личностной самореализацией, осознанным профессиональным самоопределением, безусловно, соответствует "интегративно-матричная" (4-я) образовательно-организационная модель с элементами "инновационно-модульной" (5-ой).

Таким образом, были сформулированы главные стратегические задачи организационного развития лицея:

1. Для развития организационной системы лицея, которая, согласно экспертному анализу, несколько отстает от его образовательной системы, необходимо усиление "коллегиальности", т.е. укрепление и создание новых разноуровневых "горизонтальных" структурных подразделений: методических объединений, советов, комитетов (в т.ч. "детско-взрослых”), творческих проблемных групп. Необходима отработка процедур взаимодействия между этими структурами: консилиумы, рабочие совещания, круглые столы. Кроме того, в логике построения "матричной" модели важнейшую роль приобретают функции заместителей директора, как старших менеджеров, осуществляющих управление инновационными процессами.

2. Развитие образовательной системы лицея предполагает усиление внимания к воспитательным аспектам образовательного процесса, совершенствование лицейской среды как системы развивающих возможностей: кружки, клубы, лагерь, музей, экскурсии, фестивали. Также предполагается укрепление межпредметной интеграции и, одновременно, профилизация в содержании: элективные курсы, интегрированные занятия, творческие мастерские. Важнейшее внимание предполагается уделять как формированию интеллектуальных способностей учащихся, так и их развитию в эмоциональной, коммуникативной, нравственной и поведенческой сферах. Решение данных образовательных задач предполагается путем кооперации усилий педагогов через систему их "горизонтальных" коллегиальных объединений, совершенствованию деятельности психологической службы и т.д.

Экспертный анализ образовательной среды лицея проводился на основе психолого-педагогической типологии, в которой выделяются:

" "догматическая" среда, способствующая формированию зависимой и пассивной личности, однако, обеспечивающая твердое усвоение необходимого образовательного содержания путем заучивания;

" "карьерная" среда, способствующая формированию активной, но зависимой личности, предусматривающая самостоятельную работу учащихся по заданным правилам и алгоритмам;

" "творческая" среда, способствующая развитию активной и внутренне свободной личности, предусматривающая выполнение учащимися творческих заданий проектного, созидающего характера, при этом роль педагога заключается в рецензировании результатов работы учащихся;

" "безмятежная" среда, способствующая формированию свободной, но пассивной личности, среда, в которой учащиеся "предоставлены сами себе", а роль педагогов сводится к предупреждению конфликтов и обеспечению безопасности учащихся.

Результаты экспертизы показали, что учащиеся в основном воспринимают среду лицея как "карьерную" - 65%. В качестве "догматической" и "творческой" среда воспринимается соответственно 16 и 17% учащихся. Интересно отметить, что в процессе экспертного опроса педагоги продемонстрировали выраженное стремление к приукрашиванию реальности: по их мнению, в лицее преобладает "творческая" среда (53%), далее "карьерная" - 43%, а "догматическая" составляет лишь 4%. (После анализа этих данных на педагогическом совете педагоги согласились с нереалистичностью своей позиции.) Мнение родителей в целом сопоставимо с точкой зрения учащихся (53% - "карьерная", 26% - "творческая" и 21% - "догматическая"). Родители, как и педагоги, отмечают полное отсутствие в лицее "безмятежной" среды, с чем практически согласны и учащиеся (2%).

С точки зрения соответствия характера лицейской среды провозглашенным образовательным целям, данные результаты можно признать вполне адекватными, обеспечивающими намеченный курс развития. Было решено провести специальный семинар с преподавателями по вопросам педагогического проектирования и организации образовательных сред различного типа, а также по стратегии их использования в образовательном процессе.

Лицейская среда анализировалась также на основе комплекса количественных параметров, характеризующих её развивающие возможности. Можно констатировать, что показатели большинства этих параметров находятся на среднем уровне. Показательно, что в большинстве случаев педагоги оценивают среду как более благоприятную по сравнению с учащимися (эта тенденция характерна для всех исследуемых нами образовательных организаций). Особо отмечается большая "устойчивость" (стабильность во времени) лицейской среды, её высокая "мобильность" (способность к измениям под влиянием современных требований) и "доминантность" (субъективная значимость для учащихся, педагогов, родителей).

Вместе с тем, отмечены низкие значения "социальной активности" среды (внешние связи лицея с социальным окружением) и её "эмоциональности" (возможности получить эмоциональную поддержку, внимание к личным проблемам и обстоятельствам).

По решению педагогического совета были сформированы творческие группы (горизонтальные структуры) для разработки программ повышения социальной активности и эмоциональности лицейской среды.

В процессе экспертизы исследовалось также отношение к лицею учащихся, педагогов и родителей. Данное отношение рассматривалось с точки зрения "эмоционального" отношения (нравится - не нравится), "познавательного" отношения (интерес к лицею, его жизни), "практической" включенности в жизнь лицея и "поступков", связанных с лицеем (сверхнормативной активности по отношению к лицею). Отношение к лицею понималось как отношение к учащимся, к преподавателям, к образовательному процессу, а также к помещению и оборудованию лицея.

Анализ полученных результатов показывает, что отношение учащихся к лицею находится в целом на среднем уровне, а отношение педагогов - на высоком. При этом преподавателями эмоционально позитивно воспринимается педагогический коллектив, в котором они работают, хотя познавательный интерес педагогов друг к другу относительно невысок. Педагоги гораздо в большей степени проявляют интерес к учащимся, но в то же время, эмоционально воспринимают их менее позитивно, чем своих коллег, именно по отношению к учащимся в наибольшей степени выражено их негативное отношение. Учащиеся, в свою очередь, эмоционально позитивно воспринимая своих педагогов, образовательный процесс, в значительно меньшей степени положительно относятся к другим учащимся. У учащихся отмечается также крайне низкий интерес к своим педагогам.

По итогам данного исследования на педагогическом совете было принято решение сформировать 3 рабочих группы. Первой из них поручено более подробно изучить проблемы взаимоотношений между учащимися и разработать программу гармонизации психологического климата в среде учащихся. Второй группе - разработать программу самопрезентации преподавателей, а также ряд других мер для повышения интереса к личности каждого педагога коллег и учащихся. Третьей группе было поручено разработать программу повышения интереса учащихся и стимулирования их сверхнормативной активности по отношению к своему учебному заведению.

Были исследованы также особенности корпоративной культуры педагогического коллектива лицея. Использовалась методика, которая позволяла установить соотношение в коллективе элементов различных типов корпоративной культуры: "семейного" (акцент на благополучие и комфорт сотрудников), "ролевого" (акцент на формальную субординацию), "результативного" (акцент на формальный результат работы - успехи на экзаменах) и "инновационного" (акцент на новаторство, эксперименты, передовые технологии).

Результатом исследования оказалась вполне сбалансированная, гармоничная модель корпоративной культуры лицея: "семейная" и "ролевая" - по 28%, "результативная" - 24%, "инновационная - 20%. Было констатировано, что такой тип корпоративной культуры является хорошей основой для устойчивого инновационного организационного развития лицея.

Таким образом, в московском лицее № 1550 в целом завершён первый экспертно-аналитический этап организационных преобразований. Следующий этап предполагает создание концепции развития и комплексной программы её реализации.

Сотрудники лаборатории экспертизы и проектирования образовательных систем ЦЭПД РАО выражают благодарность Клубу авиастроителей за всестороннюю поддержку данного проекта.

 

 

Витольд Ясвин,

 

заведующий лабораторией экспертизы и проектирования  образовательных систем ЦЭПД РАО

 

Категория: Новости клуба | Просмотров: 444 | Добавил: sveta | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Ваш статус
Гости
Переводчик
QR-код сайта
Google+
Google+
Грант Президента

ГРАНТ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ

С Днем рождения!
Наша олимпиада
Новости Олимпиады
Новости авиации
Поиск

Клуб авиастроителей © 2016